Китайско-российская инициатива «Пояс и путь» продолжает развиваться на Дальнем Востоке России

Западные аналитики БРИ часто заявляют, что китайские инвестиции в Россию в рамках БРИ фактически остановились после конфликта на Украине, однако они упускают из виду двусторонние тонкости. На самом деле, китайские инвестиции в Хабаровский край (провинцию) на Дальнем Востоке России в 2022 году достигли 1,6 млрд долларов США, по словам губернатора края Михаила Дегтярева.

По словам Дегтярева, в 2022 году в крае будет запущено 26 новых инвестиционных проектов на сумму 133 миллиарда рублей (1,6 миллиарда долларов США), включая масштабный инфраструктурный проект по строительству Тихоокеанской железной дороги.

«Этот проект сопоставим с историческим строительством БАМа (Байкало-Амурской магистрали). Это первая частная железная дорога в России протяженностью 500 километров. За короткий период времени мы уже построили 100 километров». заявил Дегтярев.

Российская Тихоокеанская железная дорога, также известная как Северный широтный ход, — это проект, призванный расширить пропускную способность существующей восточной конечной станции Транссибирской магистрали во Владивостоке, а затем направиться на север, в Хабаровск и далее в российскую Арктику. Проект рассчитан на пропускную способность 23,9 млн. тонн грузов в год и позволит сократить путь от месторождений в северных районах Западной Сибири до российских портов вдоль восточного побережья и обеспечить развитие Арктики и Тихоокеанского побережья России. Непосредственным приоритетом стала модернизация пропускной способности Транссибирской магистрали в восточном направлении и торговля с Китаем и Восточной Азией.

Причина, по которой западные аналитики часто получают неверные данные о китайских инвестициях в Россию по линии БРИ, заключается в сочетании недостатка исследований на местах, геополитического непонимания динамики развития Китая и России и предвзятой геополитической перспективы. На самом деле Китай инвестировал и продолжает инвестировать в Россию. Часто это проходит незамеченным и не упоминается как «БРИ» по политическим соображениям — приход китайских инвестиций в Россию не всегда был тем способом, которым Кремль хотел бы продвигать такие инвестиции. Однако это не означает, что таких инвестиций не существует.

Среди этих более непрозрачных инвестиций по линии БРИ в российский Хабаровск в прошлом году — горно-обогатительный комбинат на Кутынском золоторудном месторождении в Тугуро-Чумиканском районе, шахта по добыче и переработке оловянной руды на Солнечной, а также завод по производству меди и олова в Солнечном районе, строительство которого также близится к завершению. Китайские инвесторы также приступили к разработке Малмыжского месторождения меди.

Дегтярев также отметил, что в прошлом году Хабаровск успешно внедрил упрощенную процедуру предоставления земли предприятиям без проведения торгов для реализации проектов импортозамещения, особенно в сельском хозяйстве. Это также привлекло в регион китайских и других инвесторов. В начале 2023 года эта возможность была распространена на индивидуальных инвесторов из Китая и других дружественных стран, предпринимателей и действующих юридических лиц, занимающихся импортозамещением, которые теперь могут приобрести земельный участок для этих целей за символическую сумму в 1 рубль.

Дегтярев отметил, что за последний год Хабаровск активно развивает сотрудничество с соседней китайской провинцией Хэйлунцзян: по итогам 2022 года товарооборот между регионом и Китаем вырос на 31%, а грузооборот — на 106%.

В регионе также продолжается работа над совместной российско-китайской территорией трансграничного развития на Большом Уссурийском острове, резидентами которой являются как российские, так и китайские компании. Они получают значительные льготы на экспортно-импортные операции, что делает эту территорию де-факто зоной свободной торговли.

Дегтярев заявил: «Мы видим поворот на Восток. Наблюдается рост грузооборота, рост промышленного производства в целом, рост валового регионального продукта. Восточная часть страны сейчас тянет экономику, потому что западные регионы, к сожалению, столкнулись с санкциями и развалом своих логистических цепочек.»